Как я уже говорила в предыдущем посте о Марокко, что в 8-й день мы отправились из пустыни в популярный Марракеш через город Уарзазат. Маршрут был распланирован так, чтобы успеть проехаться по ущелью Тодра, переночевать в Оазисе, погулять по самой большой киностудии Африки "Атлас" и финишировать в Марракеше. Такой план включал в себя 3 дня пути. Поехали!
Время близилось к закату, и наш экипаж подъезжал к заветному ущелью Тодра. Спешили, как могли! Потому что в темноте ничего уже не увидим. За час до темноты мы успели прокатиться через невероятно высокое каменное ущелье. Вход, конечно, бесплатный. Однако, насколько мы поняли, туристов там не мало. Все потому, что по дороге встречаются множество гостиниц / отелей. Самый запоминающийся отель находился внутри сей красоты. Даже немножко погрустили о том, что не остановимся там на ночь, чтобы проснуться среди величественных каменных стен. Сам же каньон имеет высоту 300 метров, а длину - 100 километров. Очень мощно, нечего добавить. По дну ущелья проходит ручей с кристально чистой водой, который усиливает ощущение, будто вы находитесь на другой планете.
Когда совсем стемнело, небо стало безумно мерцающим, а ущелье еще более тихим. Олег начал играть на барабанах, эхо доносилось со всех уголков. Что ж...график - есть график, мы не отклонялись. Не можем  тут всю ночь провести, настало время поворачивать назад.
По старой доброй традиции за день до приезда мы забронировали жилье на airbnb. Нет, это не просто номера в отеле. Это гостевой домик в Оазисе. Его и гостевым домиком сложно назвать, потому что выглядел совсем не по - туристически. Начинаю с самого интересного эпизода. Женя созванивается с хозяином дома и договаривается о том, что он встретит нас в ближайшем городе (название уже не помню), затем проводит непосредственно до места. На въезде в город нашлись! И тут он нас повез за его пределы. Мы даже и не могли догадываться, куда едем. При выборе гостевого дома не было видно окружающей природы, только картинки номеров. Так вот, продолжаем двигаться за марокканцем...едем уже минут 20-30, за окном тьма. Позже мы начинаем наблюдать на фоне неба некие возвышения, похожие на горы. Я, как обычно, приговариваю: наверное, здесь красиво. Асфальтовая дорогая закончилась, поехали уже по полям, камешкам. Прошу заметить, за рулем - я. Это был первый опыт езды по бездорожью. Моя езда хорошо взбодрила ребят, было весело. Наконец, среди темноты появились домики. Мы приехали.

Нам провели экскурсию по территории дома, проводили в номера и приготовили домашний ужин. Большая гостиная стояла отдельным зданием от спален, вечер провели именно там. Ужин не был похож ни на один, что нам приходилось кушать: кукурузный суп (целый чан с половником), мясо, жареное на огне (как шашлык), овощной салат, лепешка и тарелка фруктов. Все это в прекрасной керамической зеленой посуде с деревянными глубокими ложками. Здесь мы начали осознавать, что гостим в семье берберов. Во время ужина запомнилась коронная моя фраза : "We are best!" Спросите почему? Потому что эта фраза была адресована не нам, а тем, кто приютил нас. Случайно оговорившись WE вместо YOU, мои друзья впали в полнейший истерический смех, который продолжался в течение минут так 10-и. Успокоившись, мы продолжили беседу (не помню, о чем конкретно) и тут снова приступ смеха. Когда Вова промолвил: "АЛЛАХ! Дай же знак!" в сию же секунду донесся рев домашнего ослика. Оооо да! Вы даже не представляете, насколько это было смешно! А ведь...может,это и был знак?? =)

Позже к нам присоединился хозяин дома. Немного поболтав, он принялся играть в барабаны в дуэте с Олегом. Не просто играть, да еще и припевая. Это не все. Я заметила, что хозяин дома увлекается фотографией и обожает путешественников, которые  приезжают к нему в гости. Всему виной фотоальбом и фотографии, развешанные по стенам. Мне показалось это очень милым.

Уставшие после долгой дороги,  направились в спальни. Но сон же для слабаков! Собравшись в одной комнате, давай играть в крокодила, закусывая сладостями из Феса. Отличная была ночь.
Наступило утро....
Наконец, на улице стало светло и мы смогли посмотреть на окружающую нас местность. Повсюду гуляли домашние животные, неподалеку простилались каменные горы, усыпанные пальмами. Одним словом - красота.
Во время завтрака к нам пришли родственники бербера: его жена с двумя детьми, брат и бабушка.
Брат тоже устроил мастер - класс по игре на барабанах.
Бабуля была одета в традиционную берберскую одежду, очень колоритна и симпатична. Ее украшала искренняя улыбка и добрые глаза. Я не упустила возможности и спросила разрешение внука сфотографировать ее, на что получила Добро. Я успела сделать три репортажные фотографии, пока старушка говорила с внуком, и одна из них выстрелила на все 100%.

Кратко по поводу оплаты. Ночь в гостевом доме стоила недорого + ужин + завтрак. В итоге мы заплатили порядка 3-4 тысяч рублей с четверых.
Затем отправились снова в дорогу. Чтобы выехать в нужном направлении, с нами поехал бербер. За спиной треть пути, и я понимаю, что забыла телефон в доме. Сразу сделали звонок родственникам нашего сопровождающего. Они подтвердили, что нашли телефон. Возвращаемся обратно. Еще раз поблагодарили добродушных марокканцев за помощь и гостеприимство, отправились дальше. Еще не покинув Оазис, сделали остановку для фотографий.
Итак, наш маршрут лежит в Уарзазат и киностудию "АТЛАС".

В "Атласе" в реальную величину возведены части замка Клеопатры, храма Ра и Сету, хижины арабов, части города Иерусалим, тюрьмы Колизея, дом и двор Али Бабы и многое другое.
Гулять по киностудии удивительное дело. Все время хочется залезть то на каменный блок гигантской лестницы, то на крышу сельского дома, из которого, как и в жизни, уже вырос второй дом. То хочется разбежаться и сделать как в матрице сальто, оттолкнувшись от гигантской каменной колонны...вот только есть одно «но». Все объекты хотя и выглядят очень реалистично, на самом деле сделаны из искусственных материалов не настолько прочны как кажутся.

Фильмы, снятые в этой киностудии:
«Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра», «Лоуренс Аравийский», «Гладиатор», «Александр»,  «Троя» и другие.

Так же есть декорации старой заброшенной заправки с прогнившими ретро автомобилями, как для съемок ужастиков. Но, к сожалению, мы не встретили ее по пути.
Подъезжаем к Айт-Бен-Хадду.

Это старинный город соткан из десятков касб – глиняных крепостей различной высоты, каждая из которых увенчана зубчатой башней и украшена ажурным орнаментом. Многочисленные круглые арки и узкие проходы соединяют между собой петляющие улочки и создают сложный лабиринт, так напоминающий затейливые росчерки арабской вязи. На самом склоне, образуя многоярусные террасы, приютились жилища с плоскими крышами.

Долина реки Уарзазат проходит по пустыне; река начинается на южных склонах Высокого Атласа и в дальнейшем теряется в песках Сахары. Красные глинобитные ксабы находятся в окружении малахитово-зеленых пальмовых рощ – ни дать ни взять киношная площадка, тщательно подготовленная маститым режиссером! И в самом деле, кинематографисты не упускают возможности использовать уникальную природную декорацию для съемок: даже если вам не доводилось прежде бывать в Марокко, вид Айт-Бен-Хадду может быть вам знаком по десяткам фильмов.

Ксар был и остаётся чрезвычайно популярен как место съёмки кинофильмов, в той или иной степени использующих восточные сюжеты. Здесь были сняты: Лоуренс Аравийский /  Человек, который хотел стать королём / Иисус из Назарета / Бандиты времени / Жемчужина/ Нила / Искры из глаз / Последнее искушение Христа / Под покровом небес  / Мумия / Гладиатор /Александр / Принц Персии: Пески времени.

Гулять по этим улицам-одно сплошное удовольствие, однако есть нюанс - большое количество туристов. Их тут и вправду много. Прошу заметить, что все достопримечательности абсолютно бесплатны.
Нагулявшись вдоволь, снова двигаемся дальше. Не так много километров оставалось до Маракеша, но мы приехали в этот город, когда солнце сменилось луной. По пути встречали небольшие селения. Самым захватывающим на протяжении дороги стала ночная поездка по серпантину. Вы подумаете, чему еще можно удивляться, когда сотни пройденных километров разных дорог за спиной, но не тут-то было. Нам пришлось ехать по абсолютно неосвещенному, безумно крутому и глубокому серпантину. Как бы объяснить....
Представьте, что выглядываете из окна машины и видите гигантскую высокую стену, на которой мелькают маленькие огоньки света фар. А теперь присмотритесь внимательно и поймете, что эти огоньки находятся прямо над вами на высоте 200-300 метров. Ай да черт с ним, все равно не смогу объяснить то, что мы испытали в те часы. Да, часы! Потому что эта дорога оказалась довольно длинной, ехали будто вечность. В основном ориентировались по навигатору, показывающему каждый поворот. В случае его отсутствия наступил бы ахтунг. И знаете, было забавно проезжать крутые узкие повороты, такая езда походила на тихое подкрадывание из-за угла серой мыши, дабы не столкнуться с опасностью. Сам же серпантин был огорожен низкими бордюрами и ничем больше, поэтому мы ехали максимально аккуратно. Вова - супер водитель!

Там же мы умудрились сделать остановку, чтобы насладиться невероятным полнолунием, сквозь которое медленно плыли облака. Выглядело очень мистично и захватывающе. Этот момент мне запомнился на всю жизнь. К сожалению, не удалось хорошо запечатлеть его на фотографии (только фото, сделанное с рук), но в памяти он всегда со мной.
Привет, Марракеш! Самый туристический город в Марокко. Самый шумный. Самый торговый. Самый дерзкий.
Друзья, передвижение на авто по Марракешу - это целый квест! Я серьезно. Заехав в город, мы пытались найти ту самую главную площадь. Продвигаясь все дальше и дальше, улицы становились все уже и уже, людей - все больше и больше. Повсюду разъезжают повозки с лошадьми, ослами, люди гоняют на мотоциклах, велосипедах, мамаши гуляют с колясками среди безумного хаоса. Мы проезжали в миллиметрах от людей. Даже в некоторые повороты не вписывались. Весь марокканский народ помогал нам развернуться, чтобы никого и ничего не повредить. Позже создалось впечатление, что тут и вовсе не ездят на машинах, но припаркованные авто во дворах развеяли наши догадки. Сразу же нас подхватил местный паренек на скутере и принялся указывать дорогу, следуем за ним. Это была самая незабываемая поездка по городу! Слова здесь ничто. По - настоящему можно прочувствовать только тогда, когда сам лично находишься во всей этой каше. Ох и ох.... Некоторые мгновения я успела заснять...
Наконец, припарковали авто возле медины.

За день до приезда забронировали четырехместный номер риад в самом центре города. По приезде встретил работник отеля, устроил небольшой экскурс и проводил в номер. Вокруг царили красота и уют: повсюду растения, цветы, ковры, орнаменты, милый фонтан в центре зала, двухэтажная терраса с видом на город. За все мы отдали около 1500 рублей с четверых (за ночь) с включенным завтраком.
С дороги мы очень устали и решили остаться в номере, принять душ и поиграть в Активити. На протяжении всего путешествия мы частенько играли в веселую игру. Начнем с того, что у нас свои правила этой игры. Рассказываю...
- Ребята, давайте после ванных процедур поиграем!
- Дааа - прокричали все хором.
Спустя 10 минут все видят уже 10-й сон.
Так произошло и в Маракеше. Точно не помню, как все было, потому что помнит из нас только Женя. Почему? Выходя из ванной комнаты она обнаружила три сваленных тела на кровати и произнесла слова: "Мы играем в активити. Кажется, я выиграла". Теперь мы отлично запомнили этот вечер, так как Женя не растерялась и записала видео.
Так закончился еще один день Марокканского трипа...
...как сразу наступил следующий. Главная цель - исходить Марракеш вдоль и поперек. Я и Женек бодрствовали с самого утра и пошли завтракать на крышу. Как же я люблю Марокко за непревзойденные террасы, на которых всегда можно очень душевно провести время! Оставив мальчиков смотреть сны, мы отправились в город.

Марракеш - сплошной круглосуточный рынок с различными развлечениями. Днем - тихо и спокойно. Вечером начинается все самое интересное, ради чего приезжают сюда толпы туристов, но об этом позже.
В первой половине дня прошлись по посуде и еде. Купили традиционных приправ, чай, различные травушки-муравушки для здоровья, тарелочки, кружечки и прочие традиционные мелочи. Конечно, не смогли пройти мимо местных сладостей. Предварительно нам предложили попробовать все, что душе угодно. Отказаться? Ну уж нет. В итоге - купили целую небольшую коробку на четверых. Как оказалось, даже их сложно осилить всей командой, уж очень сытные были они. И так же не прошли мимо гигантской клубники, пакет которой мы съели буквально за пару часов.

Теперь о животрепещущем. Здесь уж я буду и одновременно не буду развеивать миф. Действительно, гулять чисто женской компанией по Марракешу - не так просто, как если бы мы были в компании мужчин. Я и Женя не были обделены вниманием, это факт. С нами повсюду пытались познакомиться, привлечь внимание, приглашали на чай или просто отбрасывали комплименты. Однако прошу заметить, дальше этого не заходило. Марокканцы не наглые люди, они не схватят девушку, не потащат куда-то и не обменяют ее на верблюдов. Некоторые марокканцы и вовсе не проявляли излишнего внимания, просто добродушно общались как с обычными гостями их страны.

Зато нам очень понравилось разгуливать вдвоем по рынку и заглядывать в самые женские павильоны, проводить там массу времени, накупив различных украшений. Глаза разбегаются моментально. Повсюду изделия ручной работы из натуральных материалов. Это рай для девушек! Мы с Женей даже умудрились купить по паре одинаковых серебряных сережек с натуральными камнями. Браслеты, подвески, кольца...нужен второй чемодан. По возвращению в отель, успели поплясать с местными под традиционную музыку и набить марокканское "тату" тушью.
Кстати, вы когда-нибудь пробовали плод кактуса? Приезжайте сюда и попробуйте. Это очень вкусная и веселая штука. Спросите, почему веселая? Потому что красит языки по полной программе. Мы не смогли не сделать селфи.
Вскоре наступил вечер. Встретились с Олегом и Вовой, которые тоже не теряли времени, разгуливая по городу.

Полным составом снова пошли на главную достопримечательность города Джема-эль-Фнаа.  Гуляя по  центральной площади как минимум несколько раз прощаешься с жизнью. Сказать что местные водители ездят не по правилам - это ничего не сказать! Конные повозки, велосипеды, мопеды вперемежку с людской толпой и иногда даже со спортивными автомобилями - Марракеш всегда живет в бешеном ритме. Это сердце города, которое не останавливается все 24 часа в сутки. Запах кураги и специй, свежего апельсинового сока, крики гадалок, танцоры, ораторы, знахари, попрошайки, татуировщицы, заклинатели змей с кобрами, сотни людей - и весь этот водоворот обладает какой-то магической энергией, которая заставляет каждый день снова возвращаться на площадь.

Как я уже говорила, утром Джемаа-эль-Фнаа спокойная и не очень крикливая. Самое интересное начинается вечером. Где-то после обеда на площадь начинают съезжаться люди с какими-то странными конструкциями. Из них они быстро и ловко собирают павильоны, ставят грубо сколоченные лавки и столы, выкатывают какие-то котлы и тазы и начинается ежевечернее действо. Только представьте, весь центр огромной площади превращается в кухню под открытым небом. А запах! Здесь можно попробовать вкусное мешуи - нежное и очень сочное мясо, которое в течение нескольких часов жарится на углях, тажию - баранину, томленную в специальном глиняном горшке, хариру - густой насыщенный томатный суп с чечевицей и лимоном. После заката вся площадь окутывается облаками пара и дыма и начинает гореть сотнями маленьких лампочек-светлячков.

Но это еще не все. Для меня, как для фотографа, вечерняя прогулка по площади стала целым приключением. Куда не подойду что-то или кого-то сфотографировать, как за мной тут же бежали местные жители, выпрашивая деньги. Мало того, даже не успевала сделать кадр, просто достав камеру, как уже набрасывались. Мне ничего не приходилось, как прятаться за спинами мальчиков или просто убегать. Платить деньги за то, что я даже не сделала фото? Нет уж, извините. Подобные эпизоды вызвали маленькое отвращение к городу. Но если просто гулять и наслаждаться атмосферой, то в самый раз!

Тем временем мы продолжали опустошать свои кошельки среди марокканского прекрасия. Честно говоря, у меня еще никогда не было столько украшений и прочего хлама, как после прогулок по местным рынкам Марокко.
Еще один факт. Мы впервые встретили русских туристов! Да, они здесь бывают! С другой стороны удивление было не настолько сильным, поскольку Марракеш - туристический город, сюда съезжаются со всех уголков планеты. Во всех других местах Марокко, где мы побывали русских - ноль.

Интересности продолжаются. Нам случайно удалось наблюдать местные разборки. По площади абсолютно босиком шел марокканец, раздетый до нижнего белья. На его теле размазана кровь. Он шел уверенно и очень агрессивно. Шагал в определенном направлении через всю площадь. За ним стали бежать толпы людей, ехать машины, мотоциклы, в общем - все, кому не лень.  Развязку сей истории мы не видели, но сам факт подобных сюжетов насторожил и придал перчинку в этот день. Смотрите видео ниже.
Среди этой бесконечной суеты можно подняться на любую из террас многочисленных кафе, окружающих площадь, неспешно пить вкусный, крепкий и сладкий марроканский чай или апельсиновый сок и часами смотреть на площадь сверху. Собственно, что мы и сделали. Открывается совершенно завораживающий вид, который, пожалуй, не встретишь больше нигде.
Уставшие, но довольные пошли ужинать. Ребята нашли место, где вкусно и дешево готовят. Причем кафе находилось близ нашего отеля. Отведав традиционного кус-куса и свежевыжитого сока, направились в номер играть в любимый активити.
Так закончился 10-й день путешествия по Марокко.